Компьютеры и другие информационно-технические средства, технологии связи проникли во все сферы деятельности человека, в том числе и в систему образования. Наряду с проникновением в систему образования информационно-технических средств, развивалось учебное программное обеспечение, образовательный контент, а также средства организации учебного процесса. В данной публикации мы рассмотрим понятие информационно-образовательная среда в контексте образовательной организации.

Единая информационно-образовательная среда образовательной организацииИнформационно-технические средства, образовательный контент, система управления образовательной организацией, кадры, а также комплекс нормативно-правовой документации, регламентирующий совокупность всех перечисленных сущностей, составляют суть информационно-образовательной среды (или сокращенно ИОС). Эволюция информационно-образовательной среды происходит в процессе информатизации процессов, осуществляемых в образовательной организацией. Конечной точкой эволюции ИОС является формирование Единой информационно-образовательной среды (сокращенно ЕИОС). Под «единством» ИОС понимается системность процесса информатизации, когда отдельные элементы информатизации являются частью или подсистемой этой единой ИОС.

Из каких элементов или подсистем может состоять информационно-образовательная среда?

Информационно-технические средства и системы

Данная подсистема – это комплекс программно-аппаратных средств управления образовательной организацией, средств обучения, доступа к контенту и т.п. По сути – это оборудование и программное обеспечение организации. Сюда мы отнесем:

- компьютеры образовательной организации с установленным программным обеспечением общего назначения (операционная система, офисный пакет, браузер);

- периферийное оборудование (принтеры, сканеры, МФУ);

- локальная сеть, оборудование и программное обеспечение, обеспечивающее функционирование локальной сети и сетевых сервисов;

- серверное оборудование и программное обеспечение;

- информационные систем, в том числе автоматизированные информационные системы (сайт образовательной организации, система электронного обучения и/или система обеспечения дистанционных образовательных технологий, электронный дневник и т.п.).

Понятно, что перечисленные средства составляют базис для работы всех других подсистем информационно-образовательной среды.

Учебное оборудование и образовательный контент

Данная подсистема представляет перечень средств обучения:

- робототехника;

- цифровые лаборатории;

- базы образовательных материалов в системе электронного обучения;

- подсистемы контроля и тестирования и т.д.

Кадры

При построении ЕИОС каждый из сотрудников образовательной организации является не только учителем, директором или завучем. Каждый из сотрудников имеет или может иметь еще какую-либо информационно-технологическую роль. Так, библиотекарь с точки зрения ЕИОС, может быть медиаспециалистом, то есть специалистом в области средств масс-медиа. Учителя могут быть контент-менеджерами или редакторами при публикации информационных или образовательных материалов на сайте или в школьной системе электронного обучения. Учитель информатики может быть администратором школьного сайта. И так далее. Собственно все эти новые роли могут быть прописаны в документах, регламентирующих единую информационно-образовательную среду.

Нормативно-правовая база

Формирование и развитие единой информационно-образовательной среды образовательной организации должно быть процессом управляемым и контролируемым. Поэтому, как и любую другую деятельность, информатизацию учреждения необходимо нормировать и регламентировать. Какие основополагающие документы в области развития ЕИОС могут быть?

Основополагающим документом видится концепция формирования единой информационно-образовательной среды учреждения. За основу обычно берется региональная концепция (либо Федеральная, в отсутствие региональной) и дорабатывается с учетом специфики учреждения. Обычно подобный документ готовится для реализации на несколько лет вперед. В данном документе отражаются приоритетные направления в области информатизации, а также контрольные показатели.

В рамках концепции формируется пакет локальных актов, приказов, положений, привил, инструкций, среди которых могут быть:

- положение о единой информационно-образовательной среде;

- положение о сайте;

- положение об электронном обучении;

- правила пользования сайтом;

- регламент использования системы электронного обучения;

- положение о дистанционных образовательных технологиях и электронном обучении;

- инструкция администратора информационной безопасности;

- инструкция модератора сайта;

- и так далее.

Данный список примерный и не отражает всей полноты документов.

В заключении стоит отметить неоднозначность терминологии, касающейся сути информатизации образования. В процесс информатизации образовательные организации опираются на различные научные школы, занимающееся методологиями построения информационно-образовательных сред. Поэтому существует некоторая неопределенность в терминологическом аппарате. Наряду с понятиями единая информационно-образовательная среда используются такие понятия, как единое информационно-образовательное пространство, электронная образовательная среда, другие термины. Иногда данные термины используются как синонимы. Но чаще перечисленные термины имеют и специфические оттенки. В чем их сходство и отличия мы рассмотрим в одной из последующих статей.

Видеозапись круглого стола по теме : "Реализация моделей единой информационной образовательной среды"

 

Наверх