Проблемы защиты информации в информационном обществеЗащита информации является задачей, зависящей от многих факторов и уровней рассмотрения. Если рассматривать контекст защиты информации отдельно взятой персоны, то постановка задачи будет одна. Если говорить о защите информации на уровне государства, то это другая постановка вопроса и задачи. В данной публикации попытаемся определить задачу защиты информации в контексте информационного общества. Для этого рассмотрим обозначенную тему в нескольких плоскостях:

  • защита информации как техническая задача
  • защита информации как правовая задача
  • защита информации как культурно-просветительская задача

Но для начала определим:

 

Что такое информационно общество?


  • Определение Википедии:
    Информацио́нное о́бщество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей её формы — знаний. Для этой стадии развития общества и экономики характерно:
    • увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;
    • возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте;
    • нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;
    • создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:
    • эффективное информационное взаимодействие людей;
    • их доступ к мировым информационным ресурсам;
    • удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.
    • развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей.
    Обобщая данное определением, выделим суть: информационное общество – это общество, в котором информация является ключевой сущностью. То есть большая часть активностей граждан информационного общества так или иначе связана с обработкой информации и являются субъектами или объектами информации и/или информационного взаимодействия. Причем это касается как профессиональной деятельности человека, так и частной жизни.
    Поскольку информация является приоритетной ценностью в обществе, то она является и главным ресурсом, то, к владению чем будет стремиться отдельный субъект информационного общества или какая-либо организация. Отсюда возникают и проблемы информационного общества. Проблемы технического, технологического социального и даже философского характера, например:
  • «зомбирующее» влияние средств массовой информации (особенно рекламы);
  • нежелательное вмешательство в частную жизнь людей и организаций на базе информационных технологий (например, «хакерство»);
  • сложность адаптации к среде информационного общества;
  • опасность разрыва между «информационной элитой» (людьми, занимающимися разработкой информационных технологий) и простыми потребителями».

Перечень частных проблем информационного общества можно продолжать. Но перечисленный перечень является базисом, из которого можно увидеть любые другие частные проблемы. Посмотрим, как в информационном обществе (может быть) организована защита информации?

Защита информации как техническая задача

Под технической защитой информации понимается перечень мероприятий, направленных на создание программно-технических средств, обеспечивающих ограничение доступа или защиту от утечки информации с объектов ее хранения или доступа к информации. Объектами защиты информации могут быть информационные системы и другое программное обеспечение, каналы связи, ресурсы информационных систем и т.п. С одной стороны все достаточно просто. Есть, например, информационная система. И необходимо разработать модуль авторизации. Но сложности всегда кроются в нюансах. И в данном случае, проблемы могут начаться на этапе декомпозиции задачи.

Защита информации как правовая задача

Под правовой защитой информации подразумевается комплекс мероприятий, направленных на разработку нормативно-правовой базы, а также обеспечение условий ее соблюдения и выполнения. Такой нормативно-правовой базой являются законы, указы, распоряжения и т. п. Стоит отметить, что правовая задача защиты информации несет большую профилактическую нагрузку. Информация о том, что последует наказание за содеянное, упреждает большинство потенциальных нарушителей закона, в данном случае нарушителей в части доступа к защищаемой информации.
Нормативно-правовая база в области защиты информации является основой для реализации политики информационной безопасности в конкретных организациях, учреждениях. Для этого создаются локальные нормативные документы. Например, регламент доступа к персональным данным, политика в области обработки персональных данных, политика информационной безопасности в учреждении и т.п.

Защита информации как культурно-просветительская задача

Под культурно-просветительской задачей в области защиты информации подразумевается перечень мероприятий, направленных на формирование у граждан информационного общества компетенций, связанных с жизнью в информационном обществе. Ну а если говорить о детях, то речь идет о воспитании навыков жизни в информационном обществе. Лет десять назад в педагогике очень активно развивалось направление под названием «Медиаобразование». Задачей медиаобразования как раз и являлось формирование навыков жизни подрастающего поколения в информационном обществе, защите их от вредного влияния средств массовой информации. Дети знают, как пользоваться средствами доступа к информации, но не всегда понимают, что информация не просто некая данность. Она может быть источником, причиной, мотивом к побуждению каких-либо действий. И в том, что действий не всегда правильных. Хотя и не каждый взрослый это осознает.
Подводя итог небольшому обзору проблем защиты информации в информационном обществе, стоит отметить, что современное общество, возможно, еще рано называть информационным (исходя из признаков и определений). Но нельзя отвергать тот факт, что информация уже сейчас является важнейшей сущностью. И уметь грамотно и ответственно ею пользоваться нужно уметь или начинать этому учиться.

Наверх