ЕИОС, единая информационная образовательная среда

Компьютеры и другие информационно-технические средства, технологии связи проникли во все сферы деятельности человека, в том числе и в систему образования.

Наряду с проникновением в систему образования информационно-технических средств, развивалось учебное программное обеспечение, образовательный контент, а также средства организации учебного процесса. В данной публикации мы рассмотрим понятие информационно-образовательная среда в контексте образовательной организации.

 Единая информационно-образовательная среда образовательной организацииЕдиная информационно-образовательная среда образовательной организации, информационно-технические средства, образовательный контент, система управления образовательной организацией, кадры, а также комплекс нормативно-правовой документации, регламентирующий совокупность всех перечисленных сущностей, составляют суть информационно-образовательной среды (или сокращенно ИОС).

Эволюция информационно-образовательной среды происходит в процессе информатизации процессов, которые осуществляются в образовательных организациях. Конечной точкой эволюции ИОС является формирование Единой информационно-образовательной среды (сокращенно ЕИОС).

Под «единством» ИОС понимается системность процесса информатизации, когда отдельные элементы информатизации являются частью или подсистемой этой единой ИОС.

Из каких элементов или подсистем может состоять информационно-образовательная среда?

Учебное оборудование и образовательный контент

Данная подсистема представляет перечень средств обучения:

  • робототехника;
  • цифровые лаборатории;
  • базы образовательных материалов в системе электронного обучения;
  • подсистемы контроля и тестирования и т.д.

Кадры

При построении ЕИОС каждый из сотрудников образовательной организации является не только учителем, директором или завучем. Каждый из сотрудников имеет или может иметь еще какую-либо информационно-технологическую роль. Так, библиотекарь с точки зрения ЕИОС, может быть медиаспециалистом, то есть специалистом в области средств масс-медиа. Учителя могут быть контент-менеджерами или редакторами при публикации информационных или образовательных материалов на сайте или в школьной системе электронного обучения. Учитель информатики может быть администратором школьного сайта. Все эти новые роли могут быть прописаны в документах, регламентирующих единую информационно-образовательную среду.

Нормативно-правовая база

Формирование и развитие единой информационно-образовательной среды образовательной организации должно быть процессом управляемым и контролируемым. Поэтому, как и любую другую деятельность, информатизацию учреждения необходимо нормировать и регламентировать.

Какие основополагающие документы в области развития ЕИОС могут быть?

Основополагающим документом видится концепция формирования единой информационно-образовательной среды учреждения. За основу обычно берется региональная концепция (либо Федеральная, в отсутствие региональной) и дорабатывается с учетом специфики учреждения. Обычно подобный документ готовится для реализации на несколько лет вперед. В данном документе отражаются приоритетные направления в области информатизации, а также контрольные показатели.

В рамках концепции формируется пакет локальных актов, приказов, положений, привил, инструкций, среди которых могут быть:

  • положение о единой информационно-образовательной среде;
  • положение о сайте;
  • положение об электронном обучении;
  • правила пользования сайтом;
  • регламент использования системы электронного обучения;
  • положение о дистанционных образовательных технологиях и электронном обучении;
  • инструкция администратора информационной безопасности;
  • инструкция модератора сайта;

и так далее. Данный список примерный и не отражает всей полноты документов.

В заключении стоит отметить неоднозначность терминологии, касающейся сути информатизации образования.

В процессе информатизации образовательные организации опираются на различные научные школы, занимающееся методологиями построения информационно-образовательных сред. Поэтому существует некоторая неопределенность в терминологическом аппарате.

Наряду с понятиями единая информационно-образовательная среда используются такие понятия, как единое информационно-образовательное пространство, электронная образовательная среда, другие термины. Иногда данные термины используются как синонимы. Но чаще перечисленные термины имеют и специфические оттенки.

Видеозапись круглого стола по теме: "Реализация моделей единой информационной образовательной среды"