Что такое мультимедиа?

В общем ряду информационно-коммуникационных технологий особым образом выделяется семейство средств, характерной особенностью которых является возможность обработки и представления информации различных типов. К числу таких средств, получивших название средств мультимедиа, были отнесены устройства для записи и воспроизведения звука, фото и видео изображений. Если в ближайшее время появятся и получат распространение устройства для цифровой обработки запахов, то эти устройства также будут отнесены к семейству средств мультимедиа.
Важно понимать, что, как и многие другие слова языка, слово «мультимедиа» имеет сразу несколько разных значений.
Мультимедиа - это:
- технология информатики, описывающая порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации разных типов;
- информационный ресурс, созданный на основе технологий обработки и представления информации разных типов;
- компьютерное программное обеспечение, функционирование которого связано с обработкой и представлением информации разных типов;
- компьютерное аппаратное обеспечение, с помощью которого становится возможной работа с информацией разных типов;
- особый обобщающий вид информации, которая объединяет в себе как традиционную статическую визуальную (текст, графику), так и динамическую информацию разных типов (речь, музыку, видео фрагменты, анимацию и т.п.).
Однако лучше всего сущность этого явления описывает буквальный перевод: дословно multimedia означает “множественные средства передачи данных”.
Таким образом, в широком смысле термин multimedia означает спектр технологий информатики, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя (ставшего одновременно и читателем, и слушателем, и зрителем) за счет предоставления ему прямой информации.
Слово multimedia появилось в обращении специалистов по компьютерной технике и программному обеспечению еще в прошлом веке, когда вычислительные мощности персонального компьютера стали достаточными для обработки динамических потоков информации (прежде всего звука и видео), а также стали выпускаться периферийные устройства (звуковые карты, видеокарты), адекватно воспроизводящие эти данные. Кстати, первые звуковые карты не умели работать со стандартом MIDI, а видеокарты были неспособны отображать изображение в реальном цвете.
Со временем все изменилось: компьютер «заговорил», командная строка сменилась графическим интерфейсом, и, наконец, была достигнута многозадачность — главная составляющая любой мультимедийной технологии.
Почему главная? Да потому что суть мультимедиа как раз и заключается в возможности одновременного отображения нескольких потоков информации различными средствами.
Например, голос комментатора за кадром объясняет пользователю, что пытается донести до него проигрываемая анимационная вставка, в то время как в другом окне виден текст учебной статьи, обращение к которой не остановит ни аудио-, ни видеоряда.
Таким образом, мультимедиа — это технология параллельной работы отличных друг от друга каналов подачи информации.
Перечислим ряд частных задач, для решения которых необходимо прибегнуть к средствам мультимедиа:
- визитная карточка (школы или учителя на какой-либо конкурс, организации, персоны);
- сборник аудио-, видеоматериалов;
- мультимедиа-руководства для обучения;
- электронные копии документов с возможностью интерактивного просмотра с текстовыми и голосовыми комментариями.
Информация в мультимедиа-изданиях может быть организована различными способами:
- интерактивный проект с меню и расположением информационных страниц в иерархическом порядке;
- автоматически проигрывающийся ролик с повествованием (как правило, для удобства управления размещается навигационная панель);
- комплекс из интерактивных меню, информационных страниц и автоматически проигрываемых роликов.
Мультимедиа широко применяется в электронном обучении.